Карта сайта

Воспитание в современной школе

Современные технологии и методы воспитания школьни. Даль ; «направление развития, склонность» Ожегов ; «направление развития какого-либо явления, мысли, идеи Большой энциклопедический словарь. Познакомимся с представленным перечнем современных тенденций развития воспитания в школе. Соотнесём его с собственным мнением, опытом, практикой вашей школы. Подумаем вместе над предложенными проблемами. Тенденция 1: направленность воспитания на развитие субъектности ребёнка. Субъектность - способность осознавать себя носителем знаний, воли, отношений, производить осознанный выбор в системе социальных отношений, отдавать себе отчёт в своих действиях, быть стратегом собственной жизни, осмысливать связи своего «я» с другими людьми. Субъектность развивается в результате духовных усилий самого ребёнка в условиях социальной жизни и при педагогической поддержке. Педагог поможет ребёнку в его восхождении к субъектности, если: - будет побуждать его к свободному выражению своего Я; - поможет наладить диалог с другим Я; - научит предвидеть последствия своих действий; - создаст условия для свободного выбора и научит выбор осуществлять; - научит рефлексии, оценке результата своей деятельности; - поможет выработать умение планирования своей деятельности на основе достигнутого результата. Подумаем вместе: какие формы, методы, технологии воспитательной работы можно использовать в целях педагогической поддержки развития субъектности ребёнка? Тенденция 2: формирование здорового образа жизни и культуры здоровья ребёнка, в первую очередь через занятия физической культурой и спортом. Современное отношение к физической культуре и спорту: - это развитие физических, эстетических и нравственных качеств человеческой личности, - это организация общественно-полезной деятельности, - это организация рационального досуга школьников, - это профилактика заболеваний, - это адаптация к условиям современной жизни. Алгоритм деятельности педагога: Трансляция знаний о ЗОЖ создание условий для доступа к занятиям физкультурой и спортом разных категорий учащихся формирование потребности детей в регулярных занятиях физкультурой и спортом использование этих занятий для физического развития и нравственного формирования личности социально-значимые проекты пропаганды ЗОЖ и развития физкультуры и спорта. Подумаем вместе: какой конкретной деятельностью может наполнить этот алгоритм классный руководитель? Тенденция 3: повышение роли воспитания как средства культурного самоопределения детей в поликультурном общетсве. Культурное самоопределение — составная часть социализации. Точка обращения личности к культурному самоопределению лежит в подростковом возрасте. Сегодня массовая и классическая культура сосуществуют и дополняют друг друга. Современный подросток «попадает» в культуру через её «массовый ход». Педагогам, стремящимся к культуросообразности собственной практики, нельзя этого не учитывать, преодолевая, с одной стороны, собственный однозначный негативизм к массовой попкультуре и, с другой стороны, отчуждение подростков от классических образцов культуры. Задача: педагогическая поддержка культурного самоопределения подростков. Технология — организация полипозиционного взаимодействия школьников группы, класса в поликультурном пространстве, состоящем из искусства, масс-медиа телевидение, газеты, молодёжные журналы, интернетмолодёжных субкультур. В границах прстранства различных культур и мнений подростки могут обрести способность к культурному самоопределению. Доступность других культур создаёт условия для идентификации ребёнка с другими культурами, а также для принятия и освоения культуры национальной, как части мировой. Подумаем вместе: есть ли в нашей школе опыт применения технологиии педагогической поддержки? Какое место в нашей педагогической практике по воспитанию культуры занимают дискуссионные формы работы? Тенденция 4: поиск форм «деятельного» патриотизма, конструктивных проектных форм патриотического воспитания! Часто патриотическое подменяется военно-патриотическим, практикуется так сказать монументально-ритуальный патриотизм со взглядом, обращённым лишь в легендарное прошлое. А ведь патриотизм — это не только диалог с историей и культурой. Патриотизм - это общественно-историческое явление, социально-нравственная ценность, сложное нравственное качество. Патриотизм составляет необходимое условие дальнейшего прогрессивного развития страны, государства. Патриотизм выступает как побуждение, толчок к патриотически направленной деятельности. Патриотическое воспитание в современной школе это процесс взаимодействия детей и взрослых, направленный на развитие: - патриотических чувств, - патриотических убеждений, - устойчивых норм патриоти­ческого поведения, - патриотической социально значимой деятельности, приобретение опыта самостоятельного патриотического общественного действия. Сущностью данного процесса является освоение воспитанниками прогрессивного патриотического опыта, позволяющего сформировать ценностное отношение к патриотизму. Процесс патриотического воспитания основан сегодня на принципе гибкости и вариативности: своевременно реагирует на изменение социально-педагогической ситуации, использует разнообразные сочетания форм и методов педагогического взаимодействия с учетом особенностей контин­гента воспитанников и социума. Подумаем вместе: как совместить традиционный опыт и современные подходы к патриотическому воспитанию? Тенденция 5: повышение роли системности воспитательного взаимодействия. В условиях вариативного подхода к образованию система воспитательной работы во многих школах вырастает в воспитательную систему школы, отражая её специфику и уникальность. Именно воспитательная система определяет лицо школы, её миссию, не даёт превратиться в безликое ОУ. В основу воспитательной системы современной школы закладываются идеи гуманистических воспитательных концепций: Ø системного построения процесса воспитания Караковского, Ø системно-ролевой теории формирования личности Таланчука, Ø концепции воспитания как компонента социализации Рожкова, Ø концепции формирования образа жизни, достойной Человека Щурковой, Ø концепции воспитания ребёнка как человека культуры Бондаревской, Ø концепции воспитания на основе потребностей человека Сазонова, Ø концепции самовоспитания школьника Селевко, Ø концепции педагогической поддержки ребёнка в процессе его развития Выбор концептуальных идей определяется тем или иным подходом к воспитанию: системный подход дополняется личностно-ориентированным, деятельностным, компетентностным. Важно проанализировать приемлемость того или иного подхода, той или иной воспитательной концепции для конкретного учреждения в конкретном образовательном пространстве. Разумеется, не все педагогические коллективы будут реализовывать ту или иную педагогическую концепцию в чистом виде. Педагогическая мудрость и творчество находят оптимальное сочетание элементов различных подходов и концепций, которые в ходе педагогической практики адаптируются друг к другу, создавая ту уникальную педагогическую систему, которая определяет образ школы, обеспечивает осуществление её миссии. Механизмом, с помощью которого педагогический коллектив реализует свои концептуальные воспитательные подходы и установки, является программа воспитания учреждения. Подумаем вместе: какие подходы и концепции воспитания заложены в основу воспитательной программы вашего учреждения? Какие механизмы их реализации предусмотрены в программе? Тенденция 6: активизация деятельности школ по целенаправленному формированию воспитательного пространства, взаимодействию со средой, сетевому взаимодействию. Современная школа - это открытое ОУ, активный агент социализации. В решение проблем образования, воспитания вовлекается широкий круг заинтересованных лиц и организаций. Образовательное пространство - это система, включающая в себя: - совокупность применяемых образовательных технологий, - внеучебную работу, - управление учебно-воспитательным процессом; - взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами. Роль образовательного пространства заключается в том, что оно стимулирует развитие и саморазвитие каждого включенного в нее индивида, является условием для личностного и творческого развития детей и педагогов, средой развития и воспитания личности. Важно выделять в образовательном пространстве педагогически организованные и педагогически неорганизованные среды. К педагогически организованным средам мы относим: - учебно-развивающую среду школы, - внеклассную досугово-развивающую среду. Педагогически неорганизованные среды, среды свободной жизнедеятельности, неформального общения : внешкольная образовательная среда, массово-коммуникационная среда, среда семейная, среда возрастного общения, среда просветительских учреждений Культурно-образовательное пространство - развивающаяся целостностьструктурные элементы которой используются субъектами образовательного процесса для освоения и трансляции гуманистических ценностей. Эти общие подходы необходимо учитывать при определении содержания понятия «воспитывающая среда». Воспитывающая среда - совокупность окружающих ребенка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру. Щуркова подразделяет воспитательную среду на предметно-пространственное, поведенческое, событийное информационное культурное окружение. Предметно-пространственное окружение школьника: обустройство помещений и территории школы, одежда школьников и педагогов создают психологический фон, становится фактором воспитания личности в случае, когда они «вочеловечены», когда материальные средства выступают для всех в школе как условие наилучшего состояния каждого члена коллектива, когда человек активно заботится об этом мире, творчески преобразуя предметное пространство школьного дома. Поведенческая среда школы: рождается как некая единая карта поведения, свойственного школьнику в данной школе, за счет доминирования тех или иных поведенческих форм: интонации в обращении, мимики и жестов при беседе, характера совместной деятельности детей и педагогов, способов разрешения конфликтов и сложных ситуаций этического порядка. Событийное окружение: совокупность событий, попадающих в поле восприятия воспитанника, служащих предметом оценки, поводом к раздумью и основанием для жизненных выводов. Информационное окружение школьника: является воспитывающим, когда в школе есть культурно укомплектованная библиотека и читальный зал при ней; педагоги в союзе с родителями приобщают детей к домашнему чтению, грамотно используются ИКТ. Таким образом, педагогические действия со средой можно охарактеризовать как использование потенциалов среды, ограничение негативных факторов среды, усиление позитивных факторов, моделирование среды. В основе моделирования культурно-образовательного пространства лежит обогащение педагогически значимыми событиями устоявшихся микросред : учебно-развивающей и внеклассной досугово-развивающей среды; внешкольной образовательной среды, массово-коммуникационной, возрастной, семейной сред, культуросозидающей среды просветительских учреждений. Задача: максимально эффективно использовать воспитательный потенциал образовательного пространства школы, целенаправленно моделировать воспитывающую среду. Подумаем вместе: Ø Каковы особенности культурно-образовательного, воспитательного пространства вашей школы? Ø Как они учитываются используются в воспитательной работе? Ø Какие меры принимаются по моделированию воспитывающей среды? Тенденция 7: активный поиск форм сотрудничества в образовании между государством и церковью. Начинают появляться формы, приемлемые как для школы, так и для церкви. Но сохраняется опасность возникновения двух крайностей — либо школа полностью отгораживается от церкви, либо церковь утверждает свой приоритет, прежде всего в нравственном воспитании. Работа в данном направлении сконцентрирована в нашей области в рамках деятельности Межрегионального Центра возрождения духовно-нравственного наследия «Преображение». Ведущие понятия проекта: духовность, национальная самобытность, качественное образование, здоровье, патриотизм, экология среды, гражданская позиция, самореализация и саморазвитие. Формы взаимодействия школы и церкви: - разработка образовательных программ по формированию духовно нравственной культуры; - совершенствование профессионального обучения и повышения квалификации педагогов; подготовка педагоговобладающих высоким уровнем знаний и компетенций, инициативой, ответственностью, сориентированных на работу по духовно-нравственному воспитанию населения, детей, молодежи учитель — диалог светского и религиозного образования ; - участие в федеральном эксперименте по апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»; - разработка сквозной системы обучения родному языку семья — дошкольное учреждение — общеобразовательная школа — дом культуры — библиотека — церковь — местные средства массовой информации ; - возрождение народных ремеселвыращивание народных умельцев, обучение навыкам народной художественной культуры ткачество, резьба, вышивание, плетение и т. Подумаем вместе: На каком уровне находится взаимодействие вашей школы с церковью? Какие его формы используются в воспитательной работе? Какие существуют проблемы управленческого, образовательного, этического характера? Каковы перспективы такого взамодействия? Тенденция 8: активизация использования информационных технологий как воспитательного ресурса. Если в обучении получены серьёзные результаты по реализации возможностей информационных технологий, то в воспитании этот процесс в самом начале. Расширение сферы поликультурного общения и педагогов и школьников, положительное значение ряда компьютерных игр, совместные проекты — необходима разработка новых разнообразных форм применения инфомационных технологий в сфере воспитания. Возможности использования ИКТ в организации воспитательного процесса ве лики. Информационные технологии: Ø повышают и стимулируют интерес; Ø активизируют мыслительную деятельность и эффективность воспитания тех или иных качеств личности благодаря интерактивности; Ø позволяют моделировать и визуализировать процессы, явления, сложные для демонстрации в реальности, но необходимые для создания полноценного зрительного ряда; Ø позволяют индивидуализировать воспитание; Ø предоставляют ученикам возможность самостоятельного поиска материалов, опубликованных в Интернет для подготовки докладов, рефератов, составления сценариев; Ø предоставляют помощь в поисках ответов на проблемные вопросы; Ø создают огромное поле для развития креативных способностей, формирования общей информационной культуры. Существует опыт применения таких форм использования ИКТ в воспитательной работе, как: Ø разработка индивидуальных и коллективных проектов по техническому и творческому обеспечению воспитательного процесса и различных внеурочных мероприятий, проблемам и направлениям воспитательной работы; Ø компьютерное сопровождение воспитательных программ как средство реализации современных педагогических технологий; Ø поиск теоретической и методической информации, материалов, сценариев и разработок для организации воспитательной работы; Ø работа с графической информацией — сканирование, обработка, создание графических проектов презентаций, видеофильмов и др. Цель: создание единого информационного пространства в воспитательной работе школы. Подумаем вместе: что необходимо сделать, чтобы ИКТ стали эффективным ресурсом воспитательной работы в вашей школе? Тенденция: изменение профессионального мышления педагога, формирование педагога с позицией воспитателя. Школе будущего требуются педагоги с изменённым профессиональным мышлением, новой личностно-профессиональной позицией. «Учитель, образ его мыслей — вот что самое главное во всяком обучении и воспитании», - говорил Как отмечено в образовательных стандартах, педагог должен принимать ценностные ориентации и нравственные нормы, определяющие атмосферу в образовательном учреждении, обладать высокими моральными качествами. Каждому педагогу важно изменить угол зрения и свою позицию, увидеть в ученике растущего, как побег, саморазвивающегося самостроителя, стать садовником, и разыгрывать сценарии педагогических событий в соответствии с личностными особенностями учеников, для развития конкретных свойств конкретного ученика в нужное именно для него время и в уместных именно для него обстоятельствах. Только так педагог способен помочь ребёнку в решении его естественно-культурных, социально-культурных, социально-психологических задач. Современной школе нужен педагог с позицией воспитателя. Сформировать её — это сформировать потребность в личностном саморазвитии, веру в возможности каждого ученика, установку на диалог, на открытое общение, освоить приёмы эмоциональной саморегуляции, развить эмпатию, педагогический такт, деликатность. Необходимо ориентироваться в первую очередь на развитие ребёнка, научиться создавать ему условия для самоопределения, самореализации, освоить технологии групповой индивидуальной, работы в ситуациях выбора. Важно уметь анализировать результаты своей работы, вовремя перестраивать её, брать на себя ответственность. Воспитание в современной школе - это мастерство искусство глубинного общения, в нём нет и не может быть ничего заранее предугаданного, а действуют интуитивные, вероятностные процессы. Подумаем вместе: п роанализируем собственную педагогическую позицию с точки зрения современных подходов к воспитательной работе в школе. Перечень тенденций развития воспитания в современной школе можно пополнять. Среди них найдутся позитивные и отрицательные. Подобное осмысление поможет педагогу определить актуальность и своевременность своей деятельности, прогнозировать и совершенствовать её. Подумаем вместе: Какие процессы в развитии воспитания в современной школе вас вдохновляют?

Смотрите также:

Написать комментарий

:D:-):(:o8O:?8):lol::x:P:oops::cry::evil::twisted::roll::wink::!::?::idea::arrow: